Подкасты «Истории.doc»

В 2020 году Музей истории ГУЛАГа и РИА Новости выпустили шесть эпизодов о ГУЛАГе в подкасте «Истории.doc».

Сломанное детство. Как выживали дети репрессированных родителей. От сталинских репрессий страдали дети и раскулаченных крестьян, и военной элиты Красной армии, и интеллигенции. Условия жизни в детских домах мало чем отличались от лагерных. Детей недокармливали, били, унижали просто потому, что они сыновья или дочери «врагов народа» и «изменников родины», а значит такие же «общественно опасные элементы», преступники, которые должны быть наказаны. Причем наказания порой исполняли не воспитатели, а сами дети.

Сцена за колючей проволокой. Как создавались театры ГУЛАГа. Репрессированных актёров, режиссёров и музыкантов набирали в специальные труппы, которые выступали перед арестантами и администрацией лагерей. Театральный шик и блеск сцены среди смерти и насилия как что-то невообразимое, как пир во время чумы. Историки описывают 476 лагерных управлений, в каждом из которых действовала самодеятельность. При некоторых лагерных клубах создавались самые настоящие театры, которые просуществовали до полной ликвидации системы — до 1960 года. О том, как работали лагерные труппы, — в воспоминаниях репрессированных артистов ГУЛАГа.




Говорит и показывает ГУЛАГ: кто и зачем создавал СМИ в лагерях. До определенного момента лагерная пресса могла критиковать быт или организацию работы ГУЛАГа и даже позволяла себе сарказм в сторону руководства. Но основной задачей оставалась пропаганда эффективности советской системы исправления и наказания. «Каналоармейцы», «ударники», «труженики» – так газеты называли заключенных, которых использовали как бесплатную рабочую силу. Об их достижениях писали книги, о важности трудового перевоспитания делали исследовательские работы.

Спасители и палачи. Как работала медицинская служба ГУЛАГа. Положение лагерного врача было двойственным. Самая гуманная по своей сути профессия служила самой антигуманной системе – тюремной. Жизнь заключённого напрямую зависела от решения врачей. Именно он мог отправить ещё живого человека в барак для смертников или спасти в лазарете от лагерного произвола. За годы ГУЛАГа медицинскую помощь получили около 20 миллионов человек. Но в то же время, по официальным данным, в лагерях, колониях и тюрьмах погибло более двух миллионов заключённых. 




Террор во имя науки. Как ГУЛАГ эксплуатировал репрессированных учёных. Жертвами репрессий среди интеллигенции стали тысячи человек. В одну только книгу памяти вписано почти 450 фамилий. Но в результате преследования учёных возникла острая нехватка кадров – и советская власть вынуждена была использовать арестованных геологов, химиков, инженеров, нефтяников, техников, физиков… В лагерях и спецучреждениях представители интеллигенции с нуля создали производства, которые работают до сих пор; совершили открытия и внесли предложения, которые принесли СССР многие миллионы рублей.

Любовь в лагерях ГУЛАГа. В лагерях ГУЛАГа было запрещено собирать ягоды в лесу, запрещено входить в барак, где жили представители противоположного пола, запрещено есть вилкой. Но нельзя запретить любить. Здесь дети и родители, мужчины и женщины писали друг другу трогательные письма, собирали посылки, ревновали, страдали от разлуки и… рожали детей. Статистика дает цифры по количеству заключенных, гендерному и национальному составу, по смертности. Но нет такой статистики, которая показывала бы количество любящих. Зато есть письма и воспоминания лагерников, которые говорят сами за себя.