Виртуальная выставка
ГУЛАГ в годы войны: строительство Волжской рокады
Во́лжская рока́да — рокадная линия железной дороги от станции Иловля (на левом берегу Волги в 80 км от Сталинграда) до станции Свияжск (30 км от Казани) через Саратов, Сызрань и Ульяновск. Рокадами называют дороги, которые проходят в прифронтовой полосе параллельно линии фронта. Эта рокадная линия общей протяжённостью почти 1000 километров в 1942 году обеспечила эвакуацию людей и промышленного оборудования из Сталинграда, а затем успех Сталинградской битвы.
В основе строительства Волжской рокады лежал труд заключенных. Осенью 1941 года наступающие части вермахта перерезали железную дорогу Москва — Курск — Харьков — Ростов-на-Дону, это вынудило переключить все воинские перевозки и грузопотоки на приволжские линии, проходившие через Сталинград. Железнодорожная сеть здесь была развита недостаточно, поэтому осенью и зимой 1941–1942 гг. началось ее расширение.
В основе строительства Волжской рокады лежал труд заключенных. Осенью 1941 года наступающие части вермахта перерезали железную дорогу Москва — Курск — Харьков — Ростов-на-Дону, это вынудило переключить все воинские перевозки и грузопотоки на приволжские линии, проходившие через Сталинград. Железнодорожная сеть здесь была развита недостаточно, поэтому осенью и зимой 1941–1942 гг. началось ее расширение.