Театральная лаборатория в Музее истории ГУЛАГа

6 февраля 2019
Театральная лаборатория в Музее истории ГУЛАГа

В Год театра Музей истории ГУЛАГа предложил молодым режиссерам поучаствовать в лаборатории, основой для которой станут материалы из музейных фондов и архива, которые включают в себя авторские тексты, письма и дневники, материалы следствия, личные вещи, предметы лагерного быта и архив видеоинтервью проекта «Мой ГУЛАГ» – воспоминаний репрессированных о себе и близких. Используя эти свидетельства эпохи, режиссёры представят в Музее эскизы спектаклей, воссоздающих дух того времени. Цель проекта – развитие новых форм взаимоотношений театра и музея через художественное осмысление событий прошлого – трагических страниц нашей истории. Первые показы в рамках лаборатории запланированы на март.

Номинант премии «Золотая Маска», драматург и режиссёр Андрей Стадников вместе с актёрами Мастерской Дмитрия Брусникина осмысляет опыт людей, прошедших через ГУЛАГ, задаваясь вопросами, насколько мы способны понять, что чувствовал человек, переживший лагерь, и как он проживал свою дальнейшую жизнь.

Актёр и режиссёр Мастерской Дмитрия Брусникина Михаил Плутахин проведёт сценический эксперимент в жанре предметного театра с использованием материалов из архива и экспериментального фонда Музея истории ГУЛАГа.

Режиссёр Женя Беркович представит постановку об истории рукописной книги рисунков и двустиший «Метео-чёртик. Труды и дни», созданной заключённой Карлага Ольгой Раницкой для своего сына.

Режиссёр Никита Бетехин подготовит эскиз по выпущенной Музеем истории ГУЛАГа книге Леонида Городина «Одноэтапники» в коллаборации с театральной лабораторией Gogol School. 

В рамках лаборатории запланированы постановки и других режиссёров, участие которых будет анонсировано позже.

Куратором проекта выступает известный театральный критик Павел Руднев: «Совершенно ясно, что сегодня развитие музейной и театральной культуры зависит во многом от взаимопроникновения этих культурных институций. Наша лаборатория – документальна, она построена на использовании музейных сокровищ, материальных и нематериальных, на актуализации накопленного архива Музея истории ГУЛАГа. Документальное направление в театре нужно сценическому искусству для того, чтобы устранить зазор между реальностью и театральными представлениями о реальности, которые всегда рассинхронизированы. Театральность же нужна музею, чтобы оживить его, дать экспозиции кровь и плоть, реактивную эмоцию. Уверен, что использование театрального метода в музейной работе необходимо для погружения в эпоху: зритель, наблюдая за тем, как актёры воспроизводят тексты воспоминаний гулаговцев или соизмеряют себя, взаимодействуют с предметами гулаговской жизни, становится как бы частью экспозиции, осязает её уже не только глазами и сознанием, но и всем телом.

Я очень благодарен музейщикам за то, что они откликнулись и позволили театральным людям войти на территорию музея: уверен, что театру этот контакт с подлинным и болевым нужен ещё больше, чем музею – контакт с театром».

Продюсер проекта – Пётр Волков.