Лекция

Можно ли просто изучать прошлое? Проблема ложной объективности

3 ноября
Четверг,
19:00
Можно ли просто изучать прошлое? Проблема ложной объективности
Бесплатно
Музей истории ГУЛАГа
12+

Современный зритель редко приходит в театр за развлечением. Всё чаще спектакль — это приглашение к совместному разговору о сложных темах. Одна из них — наше прошлое.

«Память театра: когда прошлое становится прошлым» — это серия разговоров с исследователями и практиками о театре и памяти. Пять встреч станут поиском новых способов говорить о прошлом. Как избежать манипуляций историей? Как прошлое может объединять и разделять людей? Театр для нас — один из инструментов решения этих вопросов.

Современный театр становится местом, где люди задаются вопросами об общем прошлом. Судьбы самых разных людей приобретают самостоятельное значение, переставая быть фоном для известных персон — правителей, генералов или художников. Никто не выбирает времена, в которые жить, но все мы так или иначе непременно становимся авторами своей эпохи.

История — это набор достоверных фактов. Если это так, то тот, кто не соглашается с нашим взглядом на прошлое, глуп. А, может, и просто хочет нас обмануть. Но что, если всё немного сложнее? История — это не только события, но и их оценки, конкретные судьбы людей. Нет идеально верной картины прошлого, есть пересечения разных точек зрения. 

Может ли тогда театр вообще использовать историю? Может ли позиция, которую справедливо назвать «объективной», быть представленной не только в архиве, но и со сцены? Вместе со спикером Алёной Карась зрители подумают о том, зачем театр заходит на территорию истории.

Критик и театровед Алёна Карась — старший преподаватель кафедры истории театра России в ГИТИСе, эксперт фестиваля «Золотая маска» и Международного театрального фестиваля им. Чехова, куратор нескольких фестивальных программ, автор многочисленных статей и эссе о современном театре.

Автор фото: Ольга Чумаченко.