Красноярский край и «Мертвая дорога»


В 1947 году правительство приняло постановление о создании Трансполярной магистрали, связывающей Норильск с Воркутой. В строительстве были задействованы более 80 000 заключенных ГУЛАГа. Были созданы два управления строительства: №501 с центром в Салехарде и №503 в Игарке, которое в 1950 году было перенесено в поселок Ермаково.

В 1952 году, через пять лет после начала работ, был, наконец, составлен технический проект железнодорожной линии Чум–Салехард–Игарка протяженностью в 1482 км. Амбициозный проект требовал постоянных капитальных вложений и был крайне убыточен. Строительство железнодорожного полотна в условиях вечной мерзлоты требовало огромных ресурсов.

Сразу после смерти Сталина, в конце марта 1953 года, строительство было полностью прекращено. Недостроенную железнодорожную линию стали называть «Мертвой дорогой».

В июле 2022 года Музей истории ГУЛАГа и Фонд Памяти организовали экспедицию в бывший лагерный пункт «Барабаниха» возле поселка Ермаково и зафиксировали на фото и видео остатки лагерной инфраструктуры.