Выставка

Антимассовый плакат

30 октября – 1 февраля
по цене билета в музей ₽
12++

Книгу «Архипелаг ГУЛАГ» А.И. Солженицын назвал «опытом художественного исследования». Можно ли исследовать ГУЛАГ «художественно»? Означает ли это попытку эстетически рассмотреть опыт тюрьмы и лагеря?

Мир ГУЛАГа принципиально неэстетичен, в нем нет места красоте. Репрессии в первую очередь уничтожают образ человека, эстетику его облика от самых заурядных деталей повседневности до сложнейших порывов души.  Но в мире полной дискредитации общечеловеческих ценностей художник взывает к фразе Ф.М. Достоевского, –  «Красота спасет мир», ибо у художника нет другого оружия против зла, кроме языка образов.

«Архипелаг ГУЛАГ» – это истина, рассказанная художественным языком. Невозможно другим способом донести весть о ГУЛАГе всему человечеству. Слишком много барьеров встает на пути истины, слишком много противоречий разделяет людей, но художник обращается эстетически к сердцу человека, к его нравственной интуиции поверх всех барьеров и противоречий. «Интуиция, – пишет А.И. Солженицын, –  обеспечивает так называемый «туннельный эффект», другими словами, интуиция проникает в действительность как туннель в гору».

Советское искусство достигло высшего мастерства в жанре политического плаката. Образы строителей коммунизма, пионеров-первопроходцев, добрых вождей, ответственных работников обладали мощным эстетическим и мобилизующим эффектом, но будучи идеологически выверенными, они не несли в себе индивидуального, творческого отпечатка. Советское искусство обращалось к массам, но не к личности, игнорируя, что истина не тиражируется и передается только лично.

Выставка «Антимассовый плакат»  Музея истории ГУЛАГа –  еще одна попытка использовать «туннельный эффект» в исследовании темы репрессий. Основная задача выставки –  осмысление темы ГУЛАГа методом индивидуального, интуитивного постижения истины: каждый плакат выставки – плод личного творчества и авторского прочтения правды о ГУЛАГе.

В экспозицию вошли избранные графические работы художников со всего мира (Россия, Беларусь, Украина, Польша, Венгрия, Китай, Финляндия, Чехия, США, Япония), заявленные на конкурсе Московского международного биеннале графического дизайна «Золотая пчела 13» в  номинации «Архипелаг ГУЛАГ».