Акция

Спектакли и музыкальный перформанс. «Ночь театров» в Музее истории ГУЛАГа

Спектакли и музыкальный перформанс. «Ночь театров» в Музее истории ГУЛАГа
Событие состоялось:
27 марта 2021 г.
Репортаж опубликован:
30 марта 2021 г.
Кинозал Музея истории ГУЛАГа
12+

Музей истории ГУЛАГа присоединился к акции «Ночь театров — 2021», в рамках которой с 25 по 27 марта прошло сразу несколько событий.

25 марта режиссер документального театра Анастасия Патлай и театр «Июльансамбль» делали читку документальной пьесы «Брючная роль» Наны Гринштейн. Пьеса посвящена судьбе Каролы Неер — звезды немецкого театра Веймарской эпохи, одной из любимых актрис Бертольда Брехта. В 1933 году после прихода к власти Гитлера она вместе с мужем эмигрировала в СССР. В 1936 году они были арестованы. Карола Неер отбывала наказание в Соль-Илецкой тюрьме, где умерла от тифа в 1942 году. В 1959 году была реабилитирована.

Пьеса создана и впервые представлена в рамках выставки «Театр жизни Каролы Неер» в Международном Мемориале* в сентябре 2018 года.

26 марта состоялся спектакль «Страшные качели» Константина Биданока — документальный спектакль по письмам и воспоминаниям женщин, пострадавших от сталинских репрессий и прошедших через допросы, пытки и лагеря. Героями спектакля стали реальные люди, жившие в эпоху страха и бесправия:

Татьяна Мягкова  —  политзаключенная. Попав в изолятор, продолжает хранить надежду о светлом будущем. Считает свое заключение не пыткой, а полезным уроком.
Агнесса Аргиропуло  —  жена начальника Управления НКВД Сергея Миронова. Их беспечная и роскошная жизнь рушится в момент запуска репрессивной машины.
Зинаида Райх  —  актриса, жена режиссера Всеволода Мейерхольда, обвиненного в формализме. Рассказ о том, что послужило поводом для страшной расправы над ними.

Спектакль играли студенты и выпускники актерско-режиссерского курса ГИТИСа (мастерская Михаила Левитина).

А 27 марта три раза — в 21:00, 22:00 и 23:00 — проходил музыкальный перформанс «Категорически отрицаю» проекта «Геометрия звука». 

«Категорически отрицаю» — ключевой ответ узников лагерей на формальные обвинения из протоколов допросов, как будто отрицающий саму реальность происходящего. Повсеместное отрицание, острая необходимость ответа на важные вопросы, сложно выражаемые повседневным языком, легли в основу звукового вызова в пространстве Музея.

Партитура, в которой прорастали скрытые голоса и гул ансамбля, переворачивала структуру допроса и вопрошала слушателей. Невербальный вопрос звучал в общем поле смыслов и ощущений, связанных с темой ГУЛАГа — вторгаясь в него и создавая неудобный концерт, требующий внутреннего ответа слушателя.

Также состоялась тематическая встреча «Язык [не]свободы», посвященная одноименной выставке Музея по словарю бывшего узника ГУЛАГа Леонида Городина. С 1930 по 1956 год через лагеря, колонии и тюрьмы прошли около 20 миллионов человек. Выйдя на свободу, они продолжали использовать лагерную лексику. Так в нашей речи оказались слова «тусовка», «вкалывать», «шарашка», «кемарить».

Участники встречи смогли поразмышлять о том, что означает использование слов ГУЛАГа сегодня, а также как они влияют на нашу речь и жизнь.

* Международный Мемориал внесен Минюстом РФ в реестр, предусмотренный п. 10 ст. 13.1 ФЗ от 12.01.1996 N 7-ФЗ «Об НКО».


Видео