Презентация

Программа презентаций книжной ярмарки

18 мая
Суббота,
Программа презентаций книжной ярмарки
Бесплатно
Музей истории ГУЛАГа
Кинозал и Сад Памяти

КИНОЗАЛ

13:45–14:25 | Рассказать правду. Заметки инженера-конструктора

Издательская программа Музея истории ГУЛАГа и Фонда Памяти

Арестованный в 1944 году и осужденный по политической статье 58-10, Павел Семенович Щипанов более десяти лет провел в заключении, преимущественно в тюремных конструкторских бюро — шарашках. Среди них артиллерийское ОКБ-172 в Ленинграде и московское ракетное КБ-1. 

Значительное место в воспоминаниях занимают портреты, характеристики и очерки биографий его многочисленных товарищей, в числе которых не только выдающиеся ученые и инженеры В.Л. Бродский, А.М. Журавский, Н.С. Кошляков, К.И. Страхович, но и будущий писатель А.И. Солженицын. 

Другой важной темой мемуаров П.С. Щипанова является ресоциализация бывшего заключенного на воле после освобождения в 1954 году и до реабилитации в 1957 году. 

Книгу представит составитель и автор научных комментариев — Наталья Самовер.

14:30–15:10 | Скрытое, явное, очевидное: 1937 год в фильмах Марлена Хуциева

Киноведческая артель 1895.io

Тема репрессий для кинематографа 1950–1960-х была, как и для всей страны, крайне актуальной и болезненной. Для Марлена Хуциева, как и для многих его коллег-кинематографистов, она была еще и автобиографической. Вместе с темой Великой отечественной войны она создает общий контекст и нерв его творчества.

Однако неоднородность «температуры» оттепели означала, что тема, публично поднятая после XX съезда партии и выступления Н.С. Хрущева, оставалась для экрана хотя и не запретной, но крайне трудной. Отсылки к Большому террору после обсуждения сценариев и съемочного материала могли удаляться или затушевываться. 

Что мы можем увидеть на экране, а что осталось лишь в ранних версиях сценариев двух самых известных картин Хуциева, «Застава Ильича» («Мне двадцать лет») (1963–1965 г.) и «Июльский дождь» (1966 г.) — об этом расскажут авторы новой книги «Июльский дождь. Путеводитель. Коллекционное издание» Наталья Рябчикова и Станислав Дединский.

15:15–15:55 | «Вы, наверное, из Ленинграда?»: Дневники эвакуированных из блокадного города

Европейский университет в Санкт-Петербурге

«Вы, наверное, из Ленинграда» — это второй том в книжной серии «Библиотека «Прожито». Блокада», вышедший в издательстве ЕУСПб в конце прошлого года. В нем впервые увидели свет ранее не публиковавшиеся дневники людей, эвакуированных из блокадного Ленинграда.

Дневник эвакуированного начинается как травелог, а заканчивается как мемуар: в середине между этими жанрами мы находим дневники выживания, самоконтроля, исповеди и литаний. О дневниках, судьбах их авторов и подготовке издания расскажут редакторы серии — историки, исследователи культурной памяти, Алексей и Анастасия Павловские.

16:00–16:40 | За святую правду любви и братства

Свято-филаретовский институт

Епископ Макарий был осуждён и этапирован на Соловки. Выйдя из заключения, в 1928 году поселился в Новгороде, куда пригласил приехать некоторых из своих духовных чад из Череповца, в Новгороде вокруг него также стали собираться люди. Так родилось Трудовое братство, в которое входило более двадцати человек. В апреле 1933 года члены братства были арестованы, а затем осуждены. Епископ Макарий был выслан на север в Архангельскую область в село Заостровье.

О книге расскажет автор монографии Анна Геннадиевна Дмитренко, выпускница СФИ, исследователь истории Православной церкви ХХ века.

17:00–18:00 | Секретари. Региональные сети в СССР от Сталина до Брежнева

НЛО

Как действуют и меняются авторитарные системы? Исследователи часто ищут ответ на этот вопрос, фокусируясь на личности вождя. Но в книге «Секретари» (НЛО, 2024) историки Олег Хлевнюк и Йорам Горлицкий обращаются к механизмам функционирования политического режима в СССР на низовом уровне и показывают, какими методами советские региональные лидеры создавали и консолидировали свои сети лояльности, как эти сети трансформировались от Сталина до Брежнева, как низовые институты диктатуры постепенно превращались в своеобразные партийные губернаторства.

Книгу представит автор — Олег Хлевнюк, доктор исторических наук, профессор НИУ ВШЭ.

18:15–19:00 | Кто не спрятался я не виноват

Порядок слов

«Кто не спрятался я не виноват» — сборник стихов Егора Зернова, поэта, прозаика, трансмедиального художника. Тексты, написанные преимущественно в 2022 году, расслаиваются на каждой новой странице: от языка мемов, стихов на мотивы треков Death Grips и дневниковой интонации до драматической формы. 

В центре внимания Зернова (медиа)образы и имена, которые он либо разбирает на части, либо подчеркивает их пустотность, истёртость о собственные упоминания. В книге мы видим как древние образы Прометея и Гектора, так и Жан-Люка Годара, Аллу Пугачеву, Фрэнсиса Бэкона.

Модерировать встречу будет редактор книги Алексей Масалов — филолог, критик, куратор, кандидат филологических наук, преподаватель РГГУ.


ПАВИЛЬОН В САДУ ПАМЯТИ

14:00–15:00 | Мастер-класс «Летучий дедушка» 

Розовый жираф

Драматург Виктор Ольшанский написал книгу «Летучий дедушка» о внучке, которая ужасно скучает по своему деду и поэтому всё время вспоминает его, а воздушные и трогательные иллюстрации в этой книжке про невидимого ни для кого, кроме внучки, дедушку, нарисовала Инга Христич. 

Инга расскажет о том, как сама искала образы для иллюстрации, и вместе с ней участники встречи создадут портреты дедушек на память.

15:0016:00 | Мастер-класс «Кит-иллюзия»

Ламинария

Киты — самые большие животные на планете. Но из-за того, что они много времени проводят на глубине и двигаются достаточно быстро, все, что удается увидеть нам с земли из с борта корабля — это поднявшийся над водой хвост или «фонтан» теплого воздуха и водяных частичек, вырвавшийся из дыхала. 

На мастер-классе мы попробуем поймать своего собственного кита с помощью тауматропа — оптической иллюзии, которая позволяет увидеть невидимое. Чтобы его сделать, нужно разместить два разных изображения на разных сторонах бумажного кружка, а потом быстро вращать его. Эта техника позволит нам «увидеть» даже спрятанного под водой кита, а не только его «фонтан».