F В en
Размер шрифта
что делать работы нет
работа секретарь без интима
пожарная безопасность дистанционное обучение
Цветовая схема Изображения

17.08.17От Автора. Поэтический вечер Николая Звягинцева

Режиссёр Рома Либеров и телеведущий Владимир Раевский продолжают цикл «От Автора» вечером стихотворений Николая Звягинцева.
В четверг, 17 августа, в 20:00, поэт Николай Звягинцев прочитает свои избранные стихотворения и о каждом из них расскажет историю, дающую ключ к их пониманию.
 
У одной моей подружки была теплая шуба
(Норка, выхухоль, песец или, возможно, енот).
Она в лютые морозы без особого шума
Находила себе мясо и сухое вино.
 
Я, наверно, был похож на мужика под роялем —
Еще пара этажей, и самого заноси.
Как же холодно бывает под одним одеялом!
Сам я даже пианино никогда не носил.
 
А прохожие горланили на всех стадионах,
Набегала с перекрестка нежилая среда.
Ее шуба пролетала городским аккордеоном
Расстоянье от помады и до кубика льда.
  
Нерпа, нутрия, шиншилла, незабвенная проза,
От зимы обратно в зиму проползанье ужом.
Слишком разные слова по отношенью к морозу,
Ни замужества, ни дружбы, только легкий снежок.
 
Потолок захочет выспаться на длинных ресницах,
В центре озера на скатерти замерзший стакан.
Волк, опоссум, кошка драная, ондатра, куница,
Росомаха, чернобурка, мексиканский тушкан.
 

Перейти к заказу билетов

Подробнее →

18.05.17Выставка Карла Аймермахера «Мир без насилия»

18 мая в Музее истории ГУЛАГа открылась персональная выставка профессора Карла Аймермахера (Германия) «Мир без насилия. Творческий вызов Карла Аймермахера».

Известный филолог, специалист по немецкой и советской культуре, историк и литературовед, автор более 200 научных трудов по русскому языку и литературе XIX-XX вв., по неофициальному русскому искусству второй половины ХХ века Карл Аймермахер будет представлен зрителю в качестве художника, много лет работающего с темами войны, диктатуры, насилия и репрессий.

В экспозиции представлены более 50 арт-объектов и графических набросков. Арт-объекты Карла Аймермахера – это произведения в технике «ready-made», где автор обращается к предметам из реальной жизни и помещает их в пространство искусства. Графические зарисовки – беглые наброски «на злобу дня», в которых эмоциональной штриховкой или плавной линией художник передает свое впечатление от происходящего.

Карла Аймермахера как человека и как художника волнуют исторические события с фатальными последствиями для культуры и общества. Под угрозой жизнь каждого человека, который становится анонимной жертвой войн и репрессий, превращается в обезличенную массу, управляемую диктатом. Своими работами автор пытается бороться с любыми проявлениями насилия, выступает против равнодушия и забвения катастроф и трагедий. Художественное осмысление глубоких травм общества посредством атрибутов его существования – вещей, предметов обихода - это творческий вызов современного искусства и призыв автора к осмыслению, диалогу, примирению и созиданию нашего будущего, призыв к миру без насилия.

Выставка продлится до 30 июля 2017 года.

Каталог выставки можно посмотреть здесь.

 

Подробнее →

24.06.17От Автора. Поэтический вечер Сергея Стратановского

Режиссёр Рома Либеров и телеведущий Владимир Раевский продолжают цикл «От Автора» встречей с поэтом Сергеем Стратановским.

В субботу, 24 июня, в 18:00, Сергей Стратановский прочитает свои избранные стихотворения и расскажет истории об их написании.

С болью наедине
С Богом наедине
Страшно остаться мне
Зверю его охот
Рыбе его тенёт
 

Перейти к заказу билетов

Подробнее →

20.05.17От Автора. Поэтический вечер Томаса Венцлавы

Режиссёр Рома Либеров и телеведущий Владимир Раевский продолжают цикл «От Автора» вечером стихотворений Томаса Венцлавы.

20 мая в 18:00 поэт Томас Венцлава прочитает свои избранные стихотворения и о каждом из них расскажет историю, дающую ключ к их пониманию.

Регистрация осуществляется по адресу venclova.otavtora@gmail.com и считается действительной только в случае получения ответа с подтверждением. Спасибо за понимание!
 
Памяти Николая Гумилева
 
В березняке, за пятнами проталин,
За валунами враг таится зоркий.
В июнь усталый, шпорами ударен,
Пустился рысью. Озеро под горкой
 
Лежит, белея ледяною коркой.
Поводья в сжатом кулаке застыли,
Окоченев. Бинокль туманен мокрый.
Он оторвался от своих на милю.
 
Вокруг костра уланы говорили,
Что до утра не будет, вероятно,
Атаки. Ужин в котелке варили,
И гас над бивуаком луч закатный.
 
 
Ритмично бьется сердце. Сердце внятно:
Все сбудется и все осуществимо.
На плодотворных, долгих лет десятки
Над ним простерли крылья серафимы
 
Златых Ворот. Он стал неуязвимым,
Он знает, мир воздаст ему сторицей:
Все рифмы будут в цель, все пули – мимо,
Война, победа, светлая столица.
 
 
Перевод А. Герасимовой
Подробнее →

01.04.17Выставка Джуди Радул "Всемирный суд. Репетиция"

Проект «Всемирный суд. Репетиция» является результатом двухлетнего исследования процессов Специального суда по Сьерра-Леоне и Международного трибунала по бывшей Югославии. Джуди Радул отмечает активное внедрение в пространство судебного зала теле- и видеокамер, систем аудио- и видео-записи, мониторов и экранов для передачи информации в режиме реального времени. Классический суд, традиционно ассоциируемый с театром, превращается в телевизионную студию, воспроизводит ее эстетику и идеологию. Радул ставит вопрос о двойственной роли новых технологий. С одной стороны, они осуществляют утопичное стремление к прозрачности и публичности судебной системы, с другой – неизбежно трансформируют процесс в многосерийный сериал или реалити-шоу, хотя изначально призваны лишь фиксировать его.
 
Джуди Радул – художница, теоретик, критик. Профессор Университета имени Саймона Фрейзера (Ванкувер). Исследует новые технологии, в особенности механизмы работы видеокамеры и ее влияние на восприятие пространства и времени, соотношение экранного образа и реальности.

В рамках блока «Наблюдение» программы «Процессы. Опыты искусства в музее», подготовленной фондом V-A-C и Музеем истории ГУЛАГа.

Выставка продлится до 27 апреля

Подробнее →

30.03.17Открытие выставки Джуди Радул «Всемирный суд. Репетиция» и встреча с художницей

Четверг, 30 марта

19:00 – 23:00 Открытие выставки Джуди Радул «Всемирный суд. Репетиция»
20:00 – 21:00 Встреча с Джуди Радул
 
Проект «Всемирный суд. Репетиция» является результатом двухлетнего исследования процессов Специального суда по Сьерра-Леоне и Международного трибунала по бывшей Югославии. Джуди Радул отмечает активное внедрение в пространство судебного зала теле- и видеокамер, систем аудио- и видео-записи, мониторов и экранов для передачи информации в режиме реального времени. Классический суд, традиционно ассоциируемый с театром, превращается в телевизионную студию, воспроизводит ее эстетику и идеологию. Радул ставит вопрос о двойственной роли новых технологий. С одной стороны, они осуществляют утопичное стремление к прозрачности и публичности судебной системы, с другой – неизбежно трансформируют процесс в многосерийный сериал или реалити-шоу, хотя изначально призваны лишь фиксировать его. Джуди Радул – художница, теоретик, критик. Профессор Университета имени Саймона Фрейзера (Ванкувер). Исследует новые технологии, в особенности механизмы работы видеокамеры и ее влияние на восприятие пространства и времени, соотношение экранного образа и реальности.

В рамках блока «Наблюдение» программы «Процессы. Опыты искусства в музее», подготовленной фондом V-A-C и Музеем истории ГУЛАГа

Подробнее →

18.01.17Проект «Новые лидеры регионального развития»

Фонд V-A-C и Музей истории ГУЛАГа открывают третий блок программы «Процессы. Опыты искусства в музее» выставкой «Лаборатории городской фауны» и лекцией Дэвида Гиссена.
 
С 18 января по 12 марта 2017 года в Музее истории ГУЛАГа будет представлен проект «Новые лидеры регионального развития» в рамках программы «Процессы. Опыты искусства в музее», подготовленной фондом V-A-C и Музеем истории ГУЛАГа. Выставка коллектива «Лаборатория городской фауны» (Алексей Булдаков и Анастасия Потёмкина) входит в тематический блок «Ландшафт», в рамках которого  состоится также лекция Дэвида Гиссена о его проекте «Вандомская насыпь».
 
На выставке демонстрируется экономический потенциал территорий, на которых когда-то располагались исправительно-трудовые лагеря.
14 марта 2017 года Дэвид Гиссен прочтет лекцию о проекте «Вандомская насыпь», в которой речь пойдет о политических, социальных и экономических проблемах, характерных для исторического ландшафта.
 
Видеоработа «Лаборатории городской фауны» ранее участвовала в проекте «ИК-00: Пространства заключения» в Венеции (2014), а в Музее истории ГУЛАГа она впервые показана на русском языке.
Ландшафт территорий,  переданных в советские годы тюремно-лагерной системе, долгие годы  разрушался в силу естественных причин. В последнее время к ним добавилось  агрессивное экономическое воздействие. Художники «Лаборатории городской  фауны» критически переосмысляют прошлое и задумываются о будущем  этих мест. Они предлагают бизнес-проект освоения тундры. Суровые условия  и большие пространства становятся преимуществом при создании экологичных  дата-центров и лабораторий, использующих комбинированные системы  охлаждения, полностью возобновляемые источники энергии и развитые  кабельные сети. Художники инициируют спонтанную самоорганизацию  жизни в этой среде, создают проект социальной и биологической утопии,  границы которой определяются не физическими преградами, а наличием или  отсутствием тепла. 
 
На выставке, помимо видео, представлена новая серия акварельных работ коллектива и майнер-кинетическая скульптура. В основе такой  скульптуры лежит использование энергетических отходов, остающихся  от работы компьютерных серверов технологии блокчейн, которая часто применяется для добычи («майнинга») криптовалюты.
Подробнее →

18.01.17Открытие выставки «Новые лидеры регионального развития»

Фонд V-A-C и Музей истории ГУЛАГа продолжают программу «Процессы. Опыты искусства в музее» тематическим блоком «Ландшафт» и в среду, 18 января, к 19:00 приглашают на открытие следующей выставки, где художники Алексей Булдаков и Анастасия Потёмкина из «Лаборатории городской фауны» представят свой проект «Новые лидеры регионального развития» (2014), демонстрирующий экономический потенциал территорий, переданных в советские годы тюремно-лагерной системе.
 
Этот ландшафт долгие годы разрушался в силу естественных причин, и в последнее время к ним добавилось агрессивное экономическое воздействие. Художники «Лаборатории городской фауны» критически переосмысляют прошлое и задумываются о будущем этих мест. Они предлагают бизнес-проект освоения тундры. Суровые условия и большие пространства становятся преимуществом при создании экологичных дата-центров и лабораторий, использующих комбинированные системы охлаждения, полностью возобновляемые источники энергии и развитые кабельные сети. Художники инициируют спонтанную самоорганизацию жизни в этой среде, создают проект социальной и биологической утопии, границы которой определяются не физическими преградами, а наличием или отсутствием тепла. 
 
На выставке, помимо видео, будет представлена новая серия акварельных работ коллектива и майнер-кинетическая скульптура. В основе такой скульптуры лежит использование энергетических отходов, остающихся от работы компьютерных серверов технологии блокчейн, которая часто применяется для добычи («майнинга») криптовалюты. 
 
Вход свободный
 
Программа «Процессы. Опыты искусства в музее» разделена на несколько тем (свидетельство, слушание, ландшафт, наблюдение и памятник). Ранее были показаны работы в рамках блоков свидетельство и слушание, посвященные медиа-анализу документального изображения (Михаил Толмачев), связи материального свидетельства и судебной экспертизы (Хито Штайерль, Эяль Вайсман и Томас Кинан), документации судебной речи и медиа-репрезентации суда (Росселла Бискотти). До конца апреля 2017 года будут представлены работы, обращающиеся к вопросам техники наблюдения и театральности в судебных процессах (Джуди Радул) и, наконец, проблеме памятника (Кристина Норман).
Подробнее →

10.11.16Выставка «Особые приметы»

До 11 декабря в Музее истории ГУЛАГа проходит выставка «Особые приметы» в рамках программы Фонда V-A-C «Процессы. Опыты искусства в музее».

В проекте «Особые приметы» Эяль Вайцман, Томас Кинан и Хито Штайерль поднимают вопрос о взаимоотношениях между материей, информацией и образом. В их работах речь идет о человеческих останках, которые одновременно являются источником исторического знания, поводом для юридического расследования и иногда музейным экспонатом. Авторы затрагивают тему прав мертвых, публичной репрезентации этих прав и ее использования в политических целях.

Подробнее →

10.11.16Открытие выставки «Особые приметы»

В четверг, 10 ноября, в 20:00 в Музее истории ГУЛАГа состоится открытие проекта «Особые приметы», который пройдет в рамках программы выставок и дискуссий «Процессы. Опыты искусства в музее».

Эяль Вайцман, Томас Кинан и Хито Штайерль поднимают вопрос о взаимоотношениях между материей, информацией и образом. В их работах речь идет о человеческих останках, которые одновременно являются источником исторического знания, поводом для юридического расследования и иногда музейным экспонатом. Авторы затрагивают тему прав мертвых, публичной репрезентации этих прав и ее использования в политических целях.

Подробнее →

23.09.16Выставка "Пакт молчания"

Новая работа Михаила Толмачева «Пакт молчания» представляет собой попытку художника разобраться с так называемым Соловецким альбомом, представленным в экспозиции Музея истории ГУЛАГа. Aльбом фотографий Соловецкого лагеря особого назначения, один из трех известных сохранившихся фотоальбомов Соловецкого лагеря, был сравнительно недавно приобретен музеем у частного лица. Сложное мнемоническое устройство — фотоальбом — в течение своей жизни либо рассказывает все новые истории, либо молчит. Как работать с таким фотодокументом сегодня, когда утрачена личная история бытования альбома (нет ни свидетелей, ни рассказчика), а сам альбом обретает новый статус — музейного экспоната, помещенного в витрину? 

Выставка проходит с 23 сентября по 6 ноября 2016 года в рамках программы выставок и дискуссий Фонда V-A-C «Процессы. Опыты искусства в музее». 

Программа задумана в надежде на то, что искусство и инкорпорированные в него теоретическое и практическое знание могут сделать память о политических репрессиях продуктивной и стимулировать общественную дискуссию на эту тему.

Программа включает в себя ряд показов художественных работ, связанные с ними дискуссии, цикл встреч с художниками, историками и теоретиками, а также издание нескольких выпусков газеты. Проект условно разделен на несколько тем: свидетельство, слушание, наблюдение, ландшафт и памятник. Представленные работы посвящены медиа-анализу документального изображения (Толмачев), связи материального свидетельства и судебной экспертизы (Штайерль, Вайцман, Кинан), документации судебной речи и медиа-репрезентации суда (Бискотти, Радул), вопросам мемориального ландшафта («Горфауна», Гиссен) и, наконец, проблеме памятника (Норман).

Подробнее →

29.10.16Показ фильма Виталия Манского «В лучах солнца»

27 и 29 октября в 20:00 пройдут премьерные показы фильма Виталия Манского «В лучах солнца». Один из самых ожидаемых документальных фильмов года посвящен закрытой от окружающего мира стране и жизни школьницы Джин-Ми в столице КНДР Пхеньяне. Изначально фильм должен был сниматься по навязанному северокорейской стороной сценарию. Однако, начав съемки, режиссёр Виталий Манский обнаружил, что герои оказались подставными, а жизнь Северной Кореи совсем не такая, какой её пытаются представить уполномоченные товарищи.

Билеты в кассе Музея в день показа, стоимость - 300 руб.

Подробнее →

23.09.16Программа выставок и дискуссий «Процессы. Опыты искусства в музее»

В Музее истории ГУЛАГа стартует программа выставок и дискуссий Фонда V-A-C «Процессы. Опыты искусства в музее». Программа задумана в надежде на то, что искусство и инкорпорированные в него теоретическое и практическое знания могут сделать память о политических репрессиях продуктивной и стимулировать общественную дискуссию на эту тему. За последние десятилетия современные художественные практики создали обширный инструментарий для анализа изображения, документа и суждения; все это применимо и для осмысления музейной работы, и для репрезентации исторического. При этом представляется важным делать это в диалоге с сообществом, постоянно ведущим работу по изучению, сохранению, представлению истории репрессий, — общественными и государственными институциями, а также независимыми исследователями и энтузиастами по всей стране. Проект стремится выявить новые темы и точки пересечения интересов и компетенций представителей художественного сообщества и специалистов, работающих в этой области, и стать основой для постоянно действующей художественной и теоретической платформы.

Программа включает в себя ряд показов художественных работ, связанные с ними дискуссии, цикл встреч с художниками, историками и теоретиками, а также издание нескольких выпусков газеты. Проект условно разделен на несколько тем: свидетельство, слушание, наблюдение, ландшафт и памятник. Представленные работы посвящены медиа-анализу документального изображения (Толмачев), связи материального свидетельства и судебной экспертизы (Штайерль, Вайцман, Кинан), документации судебной речи и медиа-репрезентации суда (Бискотти, Радул), вопросам мемориального ландшафта («Горфауна», Гиссен) и, наконец, проблеме памятника (Норман).

Программа начинается с показа новой работы Михаила Толмачева «Пакт молчания», которая представляет собой попытку художника разобраться с так называемым Соловецким альбомом, представленным в экспозиции Музея истории ГУЛАГа. Aльбом фотографий Соловецкого лагеря особого назначения, один из трех известных сохранившихся фотоальбомов Соловецкого лагеря, был сравнительно недавно приобретен музеем у частного лица. Сложное мнемоническое устройство — фотоальбом — в течение своей жизни либо рассказывает все новые истории, либо молчит. Как работать с таким фотодокументом сегодня, когда утрачена личная история бытования альбома (нет ни свидетелей, ни рассказчика), а сам альбом обретает новый статус — музейного экспоната, помещенного в витрину? Осознавая роль таких документов как общественно и политически важных механизмов, способных преобразовывать структуру памяти, Толмачев возвращает альбом в перформативный режим, а зрителя — в естественную ситуацию медленного рассматривания фотографий в сопровождении рассказчика. Однако теперь рассказчиками выступают люди, причастные к современной истории бытования альбома: исследователь, музейщик и бывший владелец. Им художник дает слово; и хотя лица, события и места на снимках остаются неизвестными, в процессе рассказа начинают определяться границы нашего незнания о документе, причины этого незнания и мера нашей ответственности.

Подробнее →

22.09.16«Вера в стране атеистов». Встреча с отцом Яковом Кротовым

В четверг, 22 сентября, в 19:30, состоится шестой диалог Цикла «Хроники пикирующей империи», проводимого совместно с Комитетом гражданских инициатив, на тему «Вера в стране атеистов».

Модератор и постоянный ведущий цикла Николай Сванидзе будет беседовать с отцом Яковом Кротовым — историком, публицистом, священником Харьковско-Полтавской епархии Украинской Православной Автокефальной Церкви, редактором и ведущим программы «С христианской точки зрения» на Радио Свобода.

Для участия необходимо пройти регистрацию.

Подробнее →

09.01.16Мастер-класс по прикладному творчеству «На память»

Можно ли сделать сувенир на память, чтобы он был красивым, деликатным, говорил о глубоких смыслах? На мастер-классе мы попытаемся сделать музейный сувенир. Это непростое и очень ответственное дело. Для такой работы будем искать наиболее подходящий материал, форму, технику. У участников мастер-класса будет возможность присоединиться к этому творческому поиску.

Длительность мастер-класса: 2 часа.

Время проведения: 9 января, 14:00 – 16:00; 16:00 – 18:00.

Участие бесплатное, по регистрации.

Подробнее →

16.05.14Выставка «Репрессированный буддизм»

Выставка «Репрессированный буддизм»  посвящена основам буддийской религии и ее отношениям с советской властью.

На выставке представлены фото- и видеоматериалы, иллюстрирующие быт бурятского, калмыцкого и тувинского народов конца XIX– первой трети ХХ в., период гонений на буддизм и репрессий в отношении духовенства, а также последующего за этим контролируемого властями возрождения буддизма в России.

Конкретно-исторический материал, поданный в соответствующей последовательности, одновременно является отражением буддийской идеи о постоянной изменчивости всего в мире сансары, идеи бесконечного умирания и возрождения.

Через реплики религиозных изображений – танка – из собрания Российского этнографического музея, бытовавших в Бурятии в конце XIX– начале ХХ вв., можно познакомиться с морально-этическими нормами и основными философскими положениями буддизма. Сюжеты представленных на выставке танка позволяют осмыслить историю репрессий и их разрушительную роль с точки зрения буддийского мировоззрения.

Выставка до 20 февраля 2015 года.
Подробнее →

12.03.15Выставка работ Игоря Шелковского «37»

12 марта в 18:00 в Музее истории ГУЛАГа по адресу: ул. Петровка, д.16 состоится открытие выставки работ Игоря Шелковского "37".

Шелковский - скульптор-модернист, человек необычайной внутренней свободы. Эта свобода, независимость творчества сделала его антагонистом советского режима, заставила провести более двадцати лет на чужбине, во Франции. Его обычный метод - формальное обобщение, поиск универсального языка формы.

Вход свободный

Выставка продлится до 1 апреля

Подробнее →

03.02.15Видеокомната Музея ГУЛАГа

С 3 февраля по 10 марта в Музее ГУЛАГа пройдет выставка "Видеокомната", представляющая материалы, собранные в рамках проекта «Мой ГУЛАГ». Цель проекта -  создание архива видеовоспоминаний, объединенных темой ГУЛАГа. Сотрудники музея записывают интервью бывших узников советских лагерей, членов их семей, на которых отразились репрессии и многие годы стояло клеймо «детей врагов народа», тех, кто вырос в лагерных детдомах, был в ссылке с родителями, вольнонаемных сотрудников системы ГУЛАГа, а также тех, до кого память о ГУЛАГе дошла через документы, вещи, семейные воспоминания и архивные материалы.
 
Важным направлением деятельности проекта является работа в архиве кинофотодокументов и подбор хроники 20-50-х гг. XX века, позволяющей взглянуть на исторические события через призму официальной пропаганды и сравнить ее с личными воспоминаниями непосредственных участников событий.
 
На выставке будет представлена подборка фрагментов интервью и советской хроники 1930-50-х годов:
 
1. Хроника, запечатлевшая похороны Сталина, соединена с воспоминаниями участников траурных мероприятиях в Москве, в других городах и тех, кто пережил это событие в
2. Киножурнал «В вузовских аудиториях», рассказывающий о возможности молодежи 30-50-х годов получить высшее образование, соединен с воспоминаниями москвичей, названных «детьми врагов народа» и ограниченных в правах на образование.
 
А также фрагменты уникальной хроники 20-30-х годов XX века, из фондов Российского государственного архива кинофотодокументов:
 
1. 1918 год.  Концентрационный лагерь . Киностудия : Москинокомитет.
2. 1924 год.  Последний день суда над савинковцами. Ленинградский кинокалендарь. Киностудия: Госкино.
3. 1927 год.  Дело террористов-монархистов.
4. 1929 год. Раскулачивание Чернова. Совкиножурнал.
5. 1934 год.  Колыма. Киностудия: ЦСДФ.
6. 1937  Москва-Волга. Строительства канала «Москва-Волга». Дмитлаг НКВД. Хроника 1933-37 годов.
 
Музей сердечно благодарит респондентов за сотрудничество и предоставленные материалы из личных архивов.
Подробнее →

02.01.15Выставка «Рождество в ГУЛАГе»

Среди беспросветных дней каторжного труда, унижений, боли, голода и недосыпа в жизни заключенных сталинских лагерей случались редкие радостные дни. Как и сегодня, самыми любимыми, долгожданными праздниками были Рождество и Новый Год. 

Подробнее →

25.11.14Страданию – правду, умершим – молитву. Места польской памяти в России

С 25 ноября по 7 декабря в Музее ГУЛАГа пройдет выставка "Страданию – правду, умершим – молитву. Места польской памяти в России". 

Выставка рассказывает более чем о 130 местах в России, связанных с пребыванием польских граждан и этнических поляков, граждан СССР, — жертвах советского государственного террора. Депортированные, интернированные, военнопленные, заключенные советских лагерей... Кто-то провел здесь несколько лет своей жизни, кто-то нашел в русской земле последнее пристанище.

Для Польши все эти места имеют одно обобщающее название «Сибирь»; в общественном сознании они не разделяются по регионам России. Сибирь — как образ, как долгая неволя, как неведомое место, где остались заброшенные могилы соотечественников. «Сибирь» — сложное и многогранное понятие в польской культуре и возникло оно отнюдь не в середине ХХ века…

Польская национальная память о терроре не распадается на отдельные категории и отдельные спецоперации, она распространяется и на советских граждан польского происхождения, и на граждан Польши. Эта память не находится в конфронтации с памятью о Второй мировой войне.

Подробнее →